Вопрос может показаться странным или с подвохом нам жителям XXI века. И ассоциация слов «первые века» и «неграмотность» здесь не совсем уместна. Однако и для жителей первых веков христианства такой вопрос так же казался странным. Почему? Ответ до банальности прост. Несуществовало в первых веках нашей эры такого законченного христианского произведения под названием «Новый Завет». Состав «Нового Завета», который был определен исторически, состоит из 27 произведений. В его состав входят:
- Четыре книги названые евангелиями, что с греческого языка переводятся как — «благая весть». В них повествуется об Иисусе Христе - о его рождении, проповедях и чудесах сотворенные им, о его смерти и воскресении.
- Деяния апостолов, пятое произведение входящие в состав «Нового Завета», представляет собой рассказ о подвижничестве адептов Христа, популяризирующие христианскую веру, а так же о росте и усилении влияния церкви.
- Двадцать одно послание апостолов, это произведения эпистолярного жанра адресованные различным церквям, а так же частным лицам. Автором 13 посланий считается Павел и еще ему приписывается одно послание, а именно анонимное послание - «Послание к евреям». Остальные семь так называемые «соборные» послания в качестве авторов считаются Иоанн – три послания, Петр – два послания, и по одному посланию приписаны Иакову и Иуде. Это не тот Иуда Искариот, а другой.
- Последние произведение входящие в состав «Нового Завета» это «Откровение святого Иоанна Богослова» (Апокалипсис Иоанна).
Современная историческая наука точно установила, что произведения, из которого состоит «Новый Завет» (да и не только произведения Нового Завета) были разрознены, и в первых веках христианства существовали как отдельные самостоятельные произведения, а не как законченное произведение, где включались бы все известные нам части под общим названием «Новый Завет». Главные причины того что, что произведения входящих в состав «Нового завета» писались и читались отдельно, были как технического, так и идеологического плана.
Название «Новый завет» как собрание канонических произведений, стал применяться значительно позже, чем были написаны сами произведения входящие в его состав. Термин «Новый Завет» начал входит в обиход в конце IIв. нашей эры и был введен апостолом Павлом в первом и втором посланиях коринфянам. В основе термина «Новый Завет», как считают историки, лежит словосочетания «Новой Союз», под которым следует понимать «союз с Богом». А само понятие «Нового Союза» исходит от иудейских сектантах, живущих во IIв. до н.э. – Iв.н.э. в районе Кумрана, недалеко от Мертвого моря, назвавших свою секту «Новым Союзом». Эта секта была предшественниками христиан, и основная идеология «Нового Союза» была построена на союзе между «Богом и людьми», в отличие от союза, заключенный между «Богом и народом Израиля» представителем который был Моисей на горе Синай.
Все произведения, включенные в Новый Завет, церковь считает каноническими. Остальные произведения раннехристианской литературы I-IVвеков написанные в том же жанре церковь считает апокрифическими или тайными (греч. apokryphos — тайный, сокровенный). Апокрифами считаются произведения, не включенные в церковный канон и не использующиеся при богослужении. Церковный канон не появился просто по желанию некоторых авторитетных церковных деятелей, а был продиктован реальностями того времени. Помимо известных нам христианских произведений, в то время имело хождение и много другой аналогичной литературы. Создание такого канона была необходимостью, потому как появилось много общин, сект, со своими списками почитаемых христианских произведений часть из них которые были далеки от «святости» и «подлинности», а так же их трактовка соответствующих произведений не соответствовала христианской вере, как себе представляла ортодоксальная церковь того времени. Нужно было защищать «святость» произведений и четко определить границы истинного «канона».
Слово канон (гр. kanon)с греческого языка переводится как — норма, правило, и понимается сегодня как свод положений, имеющих догматический характер. Под церковным каноном следует понимать - «совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными" (в отличие от апокрифов), и применяемых при богослужении в качестве "священного писания"» (БСЭ). Только с середины IV в. это слово стало применяться к священным книгам христиан, ставшим образцом, с которым следует сверять все высказывания, поступки, проповеди.
Что касается апокрифов, следует отметить, что то, что трактуется в одной церкви как апокриф, в другой он может быть в каноническом списке. Эта «недоговоренность» по поводу апокрифов и порождает различие в списке канонических и апокрифических произведений между православной, католической и протестантской церквями. Термин «апокриф» впервые был употреблен в папском декрете в конце IVвеке, тогда же появляется и первый список апокрифических произведений. Большинство апокрифов никогда не были тайными, и почитались открыто в разных христианских общинах.
Трудности с внесением определенных произведений в церковный канон связаны с тем, что уже в те времена, не говоря о наших (учитывая временные расстояния), существовали большие проблемы в определении «святости», «священности» «боговдохновенности» того или иного христианского произведения. Под словом «святость» и «священность» следует понимать подлинность христианского произведения, то есть те произведения, авторами которых были именно ученики Иисуса, или ученики учеников Христа. Выбор подлинных произведений, разделение их на канонические и апокрифические был достаточно длинным историческим процессом, и наверно растянулся и до наших дней, но это мое мнение и к нему можно вообще не прислушивается, а надо смотреть и учитывать только исторические факты.
Как определялся состав «Нового Завета», почему именно эти произведения, а не другие были в него включены, и когда он был издан в составе одной книги? – эти вопросы остаются и по сей день открыты, так как основатели церкви не дают на них никаких конкретных ответов.
Что касается канона «Нового Завета» то, как нам сообщают историки, он был определен только в 367 году нашей эры Афанасием Александрийским. Но и по поводу канона «Нового Завета» споры продолжались до девятого века нашей эры, особенно по поводу включения в него «Откровение святого Иоанна Богослова».
Каноны православной, католической и протестантской церквей отличаются друг от друга составом внесенных произведений.
Грустно, как-то с этими канонами. Вроде бы свои….вроде бы все христианские,… вроде бы и Иисус один и тот же,…а договорится, не могут….ай …ай…ай…. Амбиции. Получается, по принципу – у меня свое мнение и только она правильное! Отсюда можно сделать целый список банальных выводов. Банальных только на первый взгляд, так как, по сути, реальность показывает что данные выводы не далеки от истины. А выводы следующие – сколько церквей – столько правд! Что ни секта – то истина! Сажу даже больше – сколько религий столько истин! И что имеем в результате после этих выводов. А в результате - немереное количество правд и кучу истин. Блин сколько-о-о истин…и что с ними делать мне простому смертному?....Мне лично столько «истин» не нужно. Единственное что хочется, так это дожить только до одной истины, но истинной ИСТИНЫ.
Чем больше изучаешь историю религии, тем яснее понимаешь, что церковь не создана на божественных декретах, а плод человеческих рук. И как любое человеческое творение, несовершенна, и страдает теми же недостатками что и все мы смертные и грешные. И грехов у нее подольше чем у нас, по отдельности, простых смертных, по масштабней что ли грехи то, учитывая сколько времени, она правит «рабами божиим».
P.S. С полной ответственностью заявляю, что - в следующий «Крестовый Поход » на меня можете не рассчитывать! Быть пушечным мясом чужих амбиции - надоело! Но это мое мнение, оно может абсолютно не браться во внимание, а как вам поступать сами решайте, или послушайте
|