Если посмотреть на греко-римскую религию с позиции
современной человека то греко –римская религия
выглядит очень пессимистической религией. Красной нитью через всю идеологию этой религии
показано, что человеческая жизнь недолговечна, жизнь тяжела и полна трагедий и
невзгод. У Гомера в Илиаде можно встретить такое сравнение
человеческой жизни «листьям в дубравах
древесных которых ветер по земле развивает». Другой древний поэт Минерам
Клофонский живший в VIIвеку
до нашей эры составил даже список, который поражает своей пессимистичностью,
нас людей 21 века, а именно – бедность, болезнь, смерть близких, старость, и т. д., а так же подмечает «не отыскать
человека на которого Зевс не наслал многие беды». Его современник Семонид пишет,
- что люди подобно домашней скотине «не ведают какую им Бог участь назначат».
Но самый кариозный случай описывает
Геродот. По его словам некая прихожанка так усердно молилась Аполлону и просила
наивысшую милость и дары от него в
отношении ее детей, что тот ее услышал и снизошел – дети умерли сразу и без
мучений. Другие известные личности того далекого
времени такие как знаменитый афинский трагик - Софокл, и такой знаменитый
лирический поэт Древней Греции – Пиндар,
считали что для человека лучше всего – вовсе не родится, а коль рожден, то
умереть как можно быстрее. Довольно невеселые мысли.
Но и со смертью проблемы не решаются. Как правило, люди
попадали в царство Аида, и существовали там, в виде бестелесных теней лишенные
памяти. Весьма невеселое место, аналогия
ада, но в отличие от ада, в Аиде было как-то более гуманное отношение (если это слово уместно в данном контексте). По "уставу" царства Аида, там просто не брались в расчет пожизненные заслуги и не
карали за преступления. Просто такое существование в виде бестелесных «овощей». Да и Зевс был довольно либеральным судьей. К
высшей форме наказания – вечные муки и вытекающими отсюда исправительным мерами, были приговорены только Иксион, Тантал и
Сизиф. Иксион был наказан за первое на земле убийство родственника и персональное
оскорбление Зевсу (приударил за женой Зевса Герой) через
распятие на колесе, которое по сей день кружится и горит. Тантал понес наивысшую форму наказания за гордость
и предательство (есть и другие версии). Свергнув его в Аид, Зевс наказал его
муками жажды и голода. Стоя по горло в воде он не может напиться, а так
же дотянутся до спелых плодов, которых вокруг намерено. Сизиф получил наказание
за подалось и обман и катит в гору камень, который, доходя до вершины, катится
обратно и так в бесконечность. Короче подающий надежды гестаповец Зевс… Но в
отличие от будущих богов, все наказания Зевса направлены персонально на
конкретные личности. За Зевсом абсолютный потоп не числится.
Да греко – римлянам вообще было плохо и безысходность этого
мира они понимали весьма конкретно. Посмотрите сами. С одной стороны жизнь
каждого индивида по их религии изначально предопределена судьбой и ведома так
названым «роком». С другой стороны, по
их религии они не являлись в строгом соответствии этого выражения «божьими
тварями» и не были сделаны «по подобию». Поэтому наедятся на то, что боги услышат их мольбы и
что- либо изменят в их судьбе, он не очень
рассчитывали, так как их Боги не несли за них персональную ответственность, и не наказывали им ничего в виде строго зафиксированных
заповедей для того что бы по ним оценить их земную деятельность. Конечно, какие-то предустановленные моральные
и нравственные границы в этой религиозной идеи были, и мифология показывает,
что боги наказывали тех, которые эти границы переходили.
И вот в таком пессимистическом окружении приходилось жить
бедным греко- римлянам и их окружении. Мрачная картина. Но и тут человеческой изобретательности
нужно отдать должное. Как бы все «предопределено»
и рассчитывать практически не на что. Но у человека при всей его трагичности
бытия есть в жизни каждого свои светлые периоды и состояния в жизни. А такие периоды это
детство, молодость, здоровье, плотские удовольствия, культурные удовольствия и
другие радости. И тогда решили греко - римляне жить исключительно, но благородно – настоящим. Конечно,
снова повторяюсь, что всеобщий разврат не наблюдался, так как общество имела свои
нравственно – моральные нормы, да еще был и закон как не странно его вспомнить
про то время, но он действовал, но все же как нам показывает история были и
исключения…в принципе абсолютно идентично, как и в наше время. Принцип «радуйся текущему моменту» родился из
безысходности бытия, к которому приложила руку и греко – римская религия. Эта
религия создала ценность «сиюминутного» самого факта существования каждого из
нас во времени.
Греко
– римские граждане открыли для себя моментальность «радости бытия». И
не только как бы "открыли", а сделали на ней акцент и руководство к
жизни. А с таким руководством они снова посмотрели на такие "радости
жизни" как красоту эротики, коллективные игры, спортивные состязания,
песнопения, танцы, драматические действия, поэзию, застолья и так далее.
Тогдашние жители, в особенности греки, придавали вниманию даже тому
какие узоры и линии образуют складки на их хитонах…
И
что из этого всего получилось в итоге? Садом и Гоморра? Безпридел?
...Нет,... А получилось что - эротика и телесное совершенство, гармония
линий, гармония слов и движений создают канон прекрасного, которого
актуален и по сей день. И что бы с нами было, с человечеством если бы
следовали только церковным канонам?
PS. При копировании делайте сноску на сайт этот сайт, уважайте автора....
|