История учит, что ничего не учит...
Для аналогии возьмем из истории, к примеру, Рим на пороге нового века и посмотрим, как Римская империя вступала в Iв. новой эры, что почти аналогично нашему времени, когда мы, так же как и они (римляне) вступили в новый век, и….
Римская империя на рубеже до и после Iв. н.э. распространялась от туманного Альбиона (Англии) до Средиземноморья. Ее восточные границы проходили по Рейну и Дунаю.
Все области Римской империи, находившиеся вне Италии (Апеннинского полуострова) считались провинциями. «Провинция есть собственность римского народа» – провозглашали победители. Из истории мы узнаем, что отношения между провинциями и центром, в то время были различными. Были периоды тотальной централизации власти, а также периоды «золотого века», при котором в провинциях процветала искусство, наука и экономика. История Римской империи показывает, что во времена централизации и управления сверху только в одном направлении, а именно сверху – вниз, приводила к застою и только при диалоге провинции процветали и из провинций приходили лучшие полководцы и литераторы. Некоторые историки полагают, что с уничтожением экономической самостоятельности провинций пала и империя.
Первоначально в Риме выборные должности не оплачивались, именно сам факт того что данного гражданина выбрали и была наградой и оценкой деятельности данного гражданина на благо общества. С ростом империи, все больше усиливается экономическое неравенство и сосредоточении власти в руках небольшой группы граждан, а так же усилению борьбы внутри самой группы за право «стать у руля» самыми неблаговидными способами, особенно было модно непосредственная ликвидация конкурента. Этот период истории оставил нам известные слова Цезаря «и ты Брут»?
В Рим как сосредоточение всех богатств, к началу нового века, из провинций и стран его окружавших шел непрерывный поток дешевой рабочей силы («гастарбайтеров» -как ласково называли их местные Римляне) что способствовало ухудшению и так не блестящего уровня жизни коренного населения.
Народы, которые были покорены Римом при малейшей возможности старались напакостить римлянам. Взять к примеру того же Митридата «президента» малоазийской страны Понт. И что характерно, Понт был не полностью зависим от Рима, а ему было предоставлено некоторая самостоятельность или «ему было дано столько независимости, сколько он хотел» лишь бы не «выкидывал понты», а он оказался неблагодарен. Так если бы он один, все соседи Понта тоже полезли в драку. И вот в один день Митридат с соседями уложили 80 тысяч римлян.
Становление Римской государственности на всем своем пути характеризуется восстаниями, различными волнениями и драками в сенате и площадях Рима. Потом это «устаканивается» и на рубеже веков начинаются борьба непосредственно «за руль», между «избранными». Когда дрались на площадях и в сенате, то это еще «бог с ними», страдало ограниченное количество людей. Но когда пошла борьба «за руль» между избранными стало хуже. Платить за амбиции «избранных» приходилось массово и жителям Рима и Римским легионерам и всей империи. Период борьбы за власть «избранных» называется в истории «периодом гражданских войн», и в это время погибли не за что сотни тысяч.
Реальная власть в Риме была сосредоточена в руках небольшой группы людей. Из этой обоймы и выбирались должностные функционеры, и при помощи подкупа, и при помощи «обливания грязи»…и при помощи, …да было много различных методов…Ну римляне….ну древние….ну древние…..
Так же на рубеже веков в Римской империи применялась политическая реклама. К примеру, при раскопках Помпеи стены города пестрят от предвыборных плакатов. Легче было римлянам, у них только стены, а тут только сел посмотреть наконец-то, что- то интересное по ящику, как в самый захватывающий момент, к тебе в дом, да что в дом – в душу, лезет какой- то дядька со своими сказками о будущей райской жизни, которую он нам подарит, только вот, помогите ему «добраться до руля». Простите, отвлекся.
Так вот, после того как срок установленной должности истекал, что бы не выпасть из обоймы и не потерять хоть маленькую кнопку от управления, он приняли решения и всенародно проголосовали что бы пожизненно заседать в сенате - «как не трудна жизнь избранника народа».
На рубеже Iв. нашей эры сенат окончательно превратился не в оплот «общественного дела» (так переведется с латыни respublica), а в какое-то сообщество представляющие и защищающие интересы только избранных, а не огромной державы. Это были олигархи, которые не перечили «старшим», но, тем не менее, очень жестко конкурировали между собой за влияние. Писатели, историки того времени часто в своих произведениях обличают нравы «избранных» которые заботилась только о своем кармане. Какие они все же нехорошие эти сенаторы…чесслово. Общество тогда не имело действенных механизмов контроля над сенатом. Что поделаешь – дремучими были.
Но это продолжатся, так долго не могло. Этот сенат вообще «оборзел» и во второй половине Iв. до н. э. власть сенаторов была сломлена и естественно это не могло сказаться и на то, что было лучшим в политическом устройстве Рима, а именно на республике. И положил конец «беспридела» сената - Гай Юлий Цезарь, который сконцентрировал всю власть в свои руки и «плевал» он на сенат. В частности он получил право, как пишут историки, «рекомендовать народу» кандидатов на должность, что все равно, что назначать их. Но как он как политик играл с народом? Проклятый «импИриалист» Цезарь, представляйте, выходит так на трибуну и, окинув долгим взором присутствующих, ………говорит – я вот тут хочу порекомендовать некоторых достойных кандидатов…ну а вы, конечно, можете принять свое решения….и снова окидывает долгим взглядом всех присутствующих… И уходит. Не по пацански это как-то. Что это он еще с народом заигрывает, каБуто народ не понимает. Истрия знает пацанских правителей. Те просто никого не слушая и не с кем не считаясь просто на выборные должности, назначает своих пацанов и все. А сенат спросите Вы? А сенат не трамвай, проглотит…
История не «знает» таких примеров, когда такой деятель как Гай Юлий Цезарь, сосредоточивший всю власть в свои руки, тиран можно сказать и узурпатор, заставивший сенат присудить ему такие звания как «император» и «диктатор», создал полностью свой культ личности, уничтожил практически такую форму правления при котором Рим прилучил свое величие как «республика», и после того как его слегка «замочили» что бы покончить с диктатурой.…Римские граждане «в едином порыве» идут крушить дома заговорщиков и горько плачут по «диктатору». Ну вот скажите - какие все же недалекие эти римские граждане, им свободу от «диктатуры», а они не хотят свободы и все…. Ну римляне …. Ну древнее …..Ну где такое еще можно увидеть…
А вот его внучатый племянничек тоже Гай Юлий Цезарь но еще и Октавиан, то есть Гай Юлий Цезарь Октавиан был куда скромнее. Хотя как пишет Плутарх о нем "Так, обуянные гневом и лютой злобой, они забыли обо всем человеческом или, говоря вернее, доказали, что нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть". Почему во фразе встречается «они»? Да потому что после того как соединился против заговорщиков с Марком Антонием и разбили «республиканце» в 42 году до нашей эры при Филиппах, творили «беспредел» вообще. Но потом Цезарь Октавиан и с Марком Антонием расплатился сполна замочив того в полном смысле этого слова в 31 году до нашей эры у мыса Акций, разбив флот Антония и Клеопатры. Тут надо упомянуть, что Антоний связался со старой пассией покойного Цезаря, Клеопатрой. Вот еще одно историческая мудрость – все зло от женщин(Гы …но об этом отдельно, и в другой раз)! ….сам Антоний, как и Клепа, покончили с собой.
Простите, отвлекся. Так вот, Гай Юлий Цезарь Октавиан был скромнее и отказался от звания, который ему преподнес сенат. Так тишина….никто не смеется…. это звание …. это звание….. «отец отечества», ….ну дают римляне….нууу древние….Вы, где нибудь, что ни будь, о подобное слышали. Ну древние они эти римляне….Ну древние… Зато не отказался от почетного звания «Август» и что то там с календарем….скромным был видать. Но, так же как и покойный дядюшка имел право «рекомендовать на должность»…Ну не мог Август полностью избавиться от римских традиций как бы он не хотел. Может быть он совсем ликвидировал бы парламент, простите «сенат», но традиции были в Риме еще очень сильны, и тогда Цезарь стал бы очень непопулярным среди Римлян, так как Рим не мог существовать тогда еще без свободных граждан, без сената, без консулов и прочих,…поэтому пока сенат его не очень беспокоил, так как он стал карманным, то и «Нихай живет».
При внешнем сохранении республиканских форм правления, по сути, Август имел неограниченную власть. То есть при нем был полный «тоталитаризм» прикрытый республиканскими одежонками.
Естественно только в Риме, возможно, была становление культа личности правителя, и нигде еще. Так как тогда в конституции Римской империи не было прописан такой пункт как «никакая идеология не может быть главной в стране», но и культ личности без идеологии невозможен, то в Риме роль «главной» и единственной идеологии сыграла религия, которая по сути такая же идеология как многие другие (но это мое мнение, так что множите не принимать ее во внимание). Роль религии, по мнению компетентных ученых историков, в становлении культа императора неоценима. Один из вкладов религии в том что религиозные деятели того времени (ну дают римляне….ну где такое видано…) официально провозглашали что якобы мать Цезаря Октавиана – Атия пришла как-то в храм Аполлона и осталась там ночевать. И вот ночью к ней пробрался змей, вот….. А то был не змей…. вот,…. а Аполлон…вот. И вот через девять месяцев …. вот…. и родился… вот… Цезарь Август…. вот. И вот представите себе, что в этот бред верил весь народ Римской империи. Ну римляне….. Ну древние…..Ну где такое видано, что бы змий соблазнил кого-то и в это верили поголовно…….
Обожествление Августа приняло государственный уровень. Ему воздвигались все, что можно воздвигнуть и его скульптуры и бюсты стояли везде, где надо и не надо, и так как тогда не было фотографий то каждый бюрократ (столоначальник) был обязан иметь в своем кабинете бюст императора, и этим они показывали свою беззаветную преданность Августу. Вы спросите, почему Августу, а не Отечеству? А вам ответят, что может дать Отечество по сравнению с «личной преданностью» Августу….ну дают римляне….ну древние….ну древние….ну где такое видано, что бы в кабинете у каждого маломальского чиновника «висел» бюст «президента», простите Августа. Именно обожествление правителя и становится основной формой идеологического обоснования их власти.
Кстати интересно заметить что надписи, найденные в городе Пирены, и датируемые девятым годом до нашей эры, Август назван богом и день его рождения стало началом «благовесте» и надписи были на греческом, а «благовесте» переводится на греческий как «евангелие», и христиане только потом начали употреблять это слово. Так что по евангелие от Пирен, Август был богом. А так как правитель у них бог то и народ значится «богоизбранный». Ну, ни капли скромности у этих римлян!
Но проблемы были и у Августа. Так как он не мог, как бы не хотел сбросить с Рима ветхие одежонки республики, то естественно не мог открыто назначить себе приемника. Да и лично у Августа не было сыновей, а внуки все умерли, то он, все же не без интриг его «персональной» жены Ливии, усыновляет ее сына от первого брака - Тиберия, и создает все условия для передачи «руля» . Ну правда же, не отдавать же «руль» первому встречному.
Тиберий прейдя к власти, не имел того авторитета как Цезарь Август, и что бы упрочить свой авторитет прибегает к откровенному террору. Так посредством ушлых законников из глубин римского закона, обретает особенную значимость старый закон "об оскорблении величия римского народа", под которым раньше попадали серьезные преступления типа – самовольное ведения войны полководцами, подстрекательство к мятежу, и другое. Теперь этот закон начал использоваться, по словам историка Тацита – «не только к делам, но и к словам». И пошли репрессии инакомыслящих и неугодных. Наказывались все, начиная от самых влиятельных деятелей того времени, до поэтов и историков. Но, в конце концов, и Тиберий был убит заговорщиками, которые опасались за свою жизнь, а так же были убиты серийно и три его приемника один за другим. Ни один из правителей династии Юлиев – Клавдиев, как их называют историки, не умер собственной жизнью. Особенно выделился из них Нерон. Любил себя пиарить этот император. Нерон часто участвовал как актер в театральных постановках того времени, пел и сочинял стихи (поэт блин). На его выступления обязательно требовалось присутствие всех граждан Рима без каких-то исключений. Огромное количество «стукачей» следили за публикой и отмечали любые насмешки или недовольства. Как пишет Тацит"По их донесениям, мелкий люд немедленно осуждали на казни, а знатных впоследствии настигала затаенная на первых порах ненависть… " - Нерона. И по отношении к христианам Нерон повел себя соответственно.
Что характерно для императоров династии Юлиев – Клавдиев, и начало I века, так это рост бюрократического аппарата подчиненный непосредственно императору, который начинает вытеснять, а порой вообще заменяет функции выборных органах власти. Что бы заткнуть некоторых слишком «шустрых» сенаторов Рима, наиболее искушенных в политической жизни империи, эти императоры, а в особенности Клавдий (предшественник Нерона) «рекомендует» в сенат представителей знати провинций, далеких от политической жизни империи, и поэтому инертных и послушных.
Таким образом, постепенно складывается новая форма правления империи - централизованный, огромный бюрократический аппарат, подчинявшийся только императору и провинциальная знать на местах. А сенат? - спросите вы. А сенат лает, караван идет…
Как пишет Ф. Энгельс характеризирующий Римскую империю I века нашей эры, что материальной опорой власти стала армия, которая превратилась из традиционной армии в армию карающих неугодных, а моральной опорой - всеобщие убеждение, что из этого положения нет другого выхода, и, по сути, молчаливое одобрение действий императора.
В римской империи того времени были объединение ремесленников в так называемые коллегии по профессиям. Данные объединения не могли влиять на общую политику Рима, но, тем не менее, играли некоторую роль при местных выборах. Коллегии были развиты в периоде расцвета империи. Но со временем у «властьпредержащих» эти коллегии начали раздражать и Юлий Цезарь, потом Август, а позже и Клавдий даже их запретили. Так, к примеру, тогдашний «олигарх» и оратор Дион Хрисост, вхож ко многим императорам, возмущается по поводу коллегии ремесленников из города Тарсе (город из которого происходил апостол Павел), что якобы хоть они и граждане, но противопоставляют себя другим гражданам и многие считают их источником беспорядков.
Тем не менее, даже в пору запретов коллегии продолжали существовать. Но самый страшный удар по профессиональным коллегиям, как пишут современники той эпохи, и подтверждают историки, было то, что с ростом империи в Италию хлынул поток дешевых изделий из стран Востока, с которыми местные ремесленники не могли конкурировать, и, в конце концов «ремесленная промышленность» Рима стала поголовно разоряться, и разрушатся.
Потерявшие работу и средства к существованию римские свободные граждане становились бродягами, и что бы выжить даже устраивались на работу в должности гладиаторов, которая, по штатному расписанию того времени, числилась только за рабами. У потерявших средства к существованию и работу возникает естественная ненависть к олигархам, особенно к тем выходцам из низов, которые дорвавшихся до власти тем или иным способом выставляли ее напоказ. Дело в том, что в период «настоящей» республики выставлять напоказ клепсидры (прибор для измерения времени) от «Breguet», одежду от «Версачи», и носилки от «Бугатти» считалось плохим тоном. Старые республиканцы понимали что, не выставляя напоказ свои богатства, создавали хоть иллюзорное, но психологически действенное ощущение о равенстве граждан Римского общества. Но в середине Iв нашей эры «новая» знать украшала себя драгоценностями как попугаи, закатывала пиры, ела из золотых тарелок и прочие….Ну римляне…Ну где такое слыхано….ну древние….И вот такими они перешли в первый век нашей эры….
Разделяющая пропасть между богатыми и бедными, а так же стирание границ между свободным и рабским трудом естественно вызывали в массах возмущение. Характерен случай с убийством в Риме местного градоначальника Педания Секунда «персональным» рабом. По тогдашнему Римскому УК все рабы, проживавшие в доме градоначальника, должны были быть казнены. А рабов было у скромного градоначальника, который служил интересам Рима, в одном скромном доме всего лишь 400 штук. И тут терпения граждан Рима кончилось, и они начали уличные беспорядки.
Волнения оказались довольно сильные, так что даже потребовалось участие армии, за подписью Нерона, в разгон демонстрантов. И даже не это примечательно в то совсем «диКое» время. Примечательны слова полные мудрости, которые остались в истории одного из сторонников массовой смертной казни. Вдумайтесь в эти пророческие слова, привожу дословно «примерное наказание, распространенное на многих, заключает в себе долю несправедливости, которая, являясь злом для отдельных лиц, возмещается общественной пользой». Под «общественной пользой» надо понимать «общественную безопасность». Ну не варвары они….Ну где это видано….Ну древние….
Хотя и плебс был хорош. После такого волнения «в защиту рабов», сразу убегали и становились в очередь в местные кинотеатры, простите – амфитеатры, что бы посмотреть на тех же рабов которые безбожно убивали друг, друга на радость публики. В этом плане Римская империя строго соблюдала принцип «хлеба и зрелищ», и строили такие амфитеатры повсеместно, не жалея денег. Чем бы плебс ни тешился, лишь бы не возмущался. И как не кичились греки своей культурой и своими театрами, их вытеснили представления гладиаторских боев. Ну, абсолютно несознательные граждане….
Сенека, очевидец того времени пишет что рабы и граждане Рима кончают жизнь самоубийством, а женщины убивают своих детей или подкидывают их, стараясь не увеличивать число детей в семье по причине бедности.
Но даже и в то время отношения Рима и периферии строилась по-разному, и колебалось в значительных приделах. От полностью игнорирования приказов центра (открыто выступать было опасно(боялись блин!))….Ну римляне……нууууу древние…. до полного лизоблюдства. Так, к примеру, город Кизик не захотели продолжать строительство «персонального» храма Августа и были в скорее наказаны, и другая крайность, полис Стратоникея, который после завершения строительства храма, повесили специальную надпись на храме, в которой говорилось о том, что главный оракул местного (видать другого) главного храма порицал «о вечной власти римлян», о чем незамедлительно был поставлен в известность центр.
Рим на словах поддерживал самоуправление многих полисов, но на деле все письма которые дошли до нас, как отмечают историки, носили форму «просьбы» в виде приказа. Но остались и письма, в которых явно указывается на «император постановил». Как показывает история, любое « мало-мальски» важное решение согласовывалось центральным аппаратом. История сохранило документы о согласовании далекой провинции с центром вопрос о месте постройке общественной бани. Вот какие бюрократы были римляне….Ужас!
Что касается гражданства, то каждый город выдавал гражданство своим гражданам, но в отличие от простых смертных, «новая» знать могли быть гражданами сколь – угодно городов. Сохранилось эпиграмма Iв., в которой высмеивается, как легко можно получить гражданство в Афинах – «Только угля десять мер принеси, и получишь гражданство. А приведешь и свинью будешь ты сам Триптолем» (легендарный герой Афин). И это нам….. современникам 21 века …..явно показывает, какими продажными были чиновники Рима I века. Слов нет, до чего они дошли ….продавать за деньги гражданство….Кошмар!
Но в чем все же были молодцы простые граждане Рима, так это в том что «общественная польза» в их сознании все меньше ассоциировалась с общегражданской пользой. Как пишут очевидцы того времени «ощущение безысходности было господствующим».
PS. При копировании делайте сноску на сайт этот сайт, уважайте автора....